Воспитание и культура
- Подробности
- Категория: Статьи
- Опубликовано 17.12.2019 09:04
- Автор: Светлана Муранова
- Просмотров: 25592
Выступление на психолого-педагогическом консилиуме:
Уровень воспитанности и общей культуры как средство составления индивидуального маршрута развития гармоничной личности
Пименова Е.Н.,
зам. директора по УВР
Воспитание в период обучения в колледже - существенный этап социализации личности. В это время человек в целом завершает выработку своей жизненной позиции, т.е. определяет отношение к миру и собственной жизни в этом мире, переходит к осознанному саморазвитию и самовоспитанию. Анализ современного духовного состояния и образа жизни молодежи свидетельствует о ее очевидной социальной дезориентации. Для молодежи все более характерным становится негативное отношение к действительности, неготовность к жизненному выбору, повышенный уровень притязательности, потребительские настроения. Это обусловливает необходимость усиления воспитательной работы со студентами, повышения ее эффективности.
Хорошая адаптация студентов нового набора — это благоприятная основа для воспитания общей культуры будущих специалистов.
В системе требований Федерального государственного образовательного стандарта можно выделить (на наш взгляд, определяющих) такие характеристики взрослого культурного человека (студента).
- Уважение достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства в разнообразных ситуациях социального взаимодействия (бытового, профессионального, общественного), т.е. культура личности, саморегуляции;
- адекватность человека (внешний вид, манера поведения, общение) ситуациям бытового, профессионального, общественного взаимодействия, т.е. культура быта, труда, отдыха, здорового образа жизни, общение;
- культура нормативного поведения, этикета, отношения, социального взаимодействия;
- актуальная готовность использования общекультурного индивидуального фонда знаний (гуманитарных, естественно-научных, экономических, политических, правовых и т.д.), сформированного содержанием среднего профессионального образования в процессе решения задач социального взаимодействия, т.е. культура интеллектуальной и предметной деятельности, культура интеллекта;
- культура саморегуляции, личностного самоопределения;
- ориентировка в основных ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны, общества; основных направлениях истории и сохранения культурной жизни мира, страны (живопись, музыка, литература, архитектура и т.д.), т.е. общецивилизационная культура;
- социальная ответственность за себя, свое поведение, ответственность за благополучие других, т.е. культура социального бытия.
Эта версия стандартных «требований» общей культуры выпускника колледжа позволяет разработать индивидуальный маршрут развития гармоничной личности.
Какова же общая культура наших первокурсников. Мною было проведено исследование уровня воспитанности студентов, их представления о жизненных ценностях, удовлетворенность студенческой жизнью. Вот какие результаты мы получили.
Нами было опрошено 118 студентов.
Уровень воспитанности студентов …..(Слайд)
Жизненный успех соотносят с счастливой семейной жизнью (62%), с хорошими и верными друзьям (63%), с высоким заработком (38%), карьерой (21%), творческой самореализацией (11%), наличием своего дела, бизнеса (8%), обретением власти (0%).
Среди самых важных жизненных ценностей выделяют здоровье (66%), любовь (36%), счастливая семейная жизнь (17%), друзья (14%), саморазвитие (14%), активная деятельная жизнь (12%), материально обеспеченная жизнь(12%), уверенность в себе (10 %), свобода, развлечения (8%).
Менее значимые ценности: счастье других (29%), общественное признание (22%), красота природы и искусства (65%), творчество (19%), развлечения (16%).
Анализ внеучебной деятельности показывает, что студенты активно принимают участие как в общеколледжных мероприятиях, так и внутригрупповых. Из анализа посещенных мною классных часов можно сделать вывод, что у классных руководителей и студентов сложились доброжелательные отношения, большинство студентов активно участвуют в обсуждении предложенных вопросов и ситуаций, спокойно выражают свою позицию, но есть и такие, которые равнодушны к участию в каких-либо мероприятиях, стараются занять последние парты, занимаются своими делами.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что есть проблемы адаптации студентов в учебном заведении, первокурсники имеют в большинстве своем средний уровень воспитанности, обладают средним уровнем общей культуры. Не все учащиеся смогли плавно войти в учебный процесс, в отношения с однокурсниками, преподавателями, хотя большинство студентов (87%) с самого начала чувствуют себя в колледже как в привычной обстановке, имеют друзей, практически все (96%) удовлетворены студенческой жизнью, 68% обучающихся чувствуют в себе наклонность лидера, активиста, общественника, могут проявить себя, но не хотят или стесняются предложить свои услуги. Таким студентам необходимо оказывать помощь В новой социальной роли студента им помогли адаптироваться однокурсники (42%), друзья (46%), преподаватели (18%), массовые мероприятия в колледже (16%), к сожалению, только 8% студентов отметили в этом списке куратора, классного руководителя или мастера п/о, а именно они должны играть большую роль в адаптации студентов. С первых дней обучения в колледже именно они должны организовать специальную работу по адаптации студентов и формированию благоприятного социально – психологического климата в группах. Во многом успешность студенческой социализации зависит от характера взаимоотношений первокурсников.
Таким образом, адаптация студентов-первокурсников является составной частью социальной и воспитательной работы в учебном заведении, целью которой является создание позитивного образовательного пространства, поэтому работа всего педагогического коллектива учебного заведения должна быть направлена на формирование у каждого студента системы общечеловеческих ценностей, на воспитание гармонично развитой личности, востребованной обществом. Общая культура студентов во многом зависит и от нашей с вами культуры. Поведение преподавателя отражается в поведении студентов, как в зеркале. Поэтому я призываю вас быть очень внимательными в общении с обучающимися.
Выступление на психолого-педагогическом консилиуме:
Уровень воспитанности и общей культуры как средство составления индивидуального маршрута развития гармоничной личности
Пименова Е.Н.,
зам. директора по УВР
Воспитание в период обучения в колледже - существенный этап социализации личности. В это время человек в целом завершает выработку своей жизненной позиции, т.е. определяет отношение к миру и собственной жизни в этом мире, переходит к осознанному саморазвитию и самовоспитанию. Анализ современного духовного состояния и образа жизни молодежи свидетельствует о ее очевидной социальной дезориентации. Для молодежи все более характерным становится негативное отношение к действительности, неготовность к жизненному выбору, повышенный уровень притязательности, потребительские настроения. Это обусловливает необходимость усиления воспитательной работы со студентами, повышения ее эффективности.
Хорошая адаптация студентов нового набора — это благоприятная основа для воспитания общей культуры будущих специалистов.
В системе требований Федерального государственного образовательного стандарта можно выделить (на наш взгляд, определяющих) такие характеристики взрослого культурного человека (студента).
- Уважение достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства в разнообразных ситуациях социального взаимодействия (бытового, профессионального, общественного), т.е. культура личности, саморегуляции;
- адекватность человека (внешний вид, манера поведения, общение) ситуациям бытового, профессионального, общественного взаимодействия, т.е. культура быта, труда, отдыха, здорового образа жизни, общение;
- культура нормативного поведения, этикета, отношения, социального взаимодействия;
- актуальная готовность использования общекультурного индивидуального фонда знаний (гуманитарных, естественно-научных, экономических, политических, правовых и т.д.), сформированного содержанием среднего профессионального образования в процессе решения задач социального взаимодействия, т.е. культура интеллектуальной и предметной деятельности, культура интеллекта;
- культура саморегуляции, личностного самоопределения;
- ориентировка в основных ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны, общества; основных направлениях истории и сохранения культурной жизни мира, страны (живопись, музыка, литература, архитектура и т.д.), т.е. общецивилизационная культура;
- социальная ответственность за себя, свое поведение, ответственность за благополучие других, т.е. культура социального бытия.
Эта версия стандартных «требований» общей культуры выпускника колледжа позволяет разработать индивидуальный маршрут развития гармоничной личности.
Какова же общая культура наших первокурсников. Мною было проведено исследование уровня воспитанности студентов, их представления о жизненных ценностях, удовлетворенность студенческой жизнью. Вот какие результаты мы получили.
Нами было опрошено 118 студентов.
Уровень воспитанности студентов …..(Слайд)
Жизненный успех соотносят с счастливой семейной жизнью (62%), с хорошими и верными друзьям (63%), с высоким заработком (38%), карьерой (21%), творческой самореализацией (11%), наличием своего дела, бизнеса (8%), обретением власти (0%).
Среди самых важных жизненных ценностей выделяют здоровье (66%), любовь (36%), счастливая семейная жизнь (17%), друзья (14%), саморазвитие (14%), активная деятельная жизнь (12%), материально обеспеченная жизнь(12%), уверенность в себе (10 %), свобода, развлечения (8%).
Менее значимые ценности: счастье других (29%), общественное признание (22%), красота природы и искусства (65%), творчество (19%), развлечения (16%).
Анализ внеучебной деятельности показывает, что студенты активно принимают участие как в общеколледжных мероприятиях, так и внутригрупповых. Из анализа посещенных мною классных часов можно сделать вывод, что у классных руководителей и студентов сложились доброжелательные отношения, большинство студентов активно участвуют в обсуждении предложенных вопросов и ситуаций, спокойно выражают свою позицию, но есть и такие, которые равнодушны к участию в каких-либо мероприятиях, стараются занять последние парты, занимаются своими делами.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что есть проблемы адаптации студентов в учебном заведении, первокурсники имеют в большинстве своем средний уровень воспитанности, обладают средним уровнем общей культуры. Не все учащиеся смогли плавно войти в учебный процесс, в отношения с однокурсниками, преподавателями, хотя большинство студентов (87%) с самого начала чувствуют себя в колледже как в привычной обстановке, имеют друзей, практически все (96%) удовлетворены студенческой жизнью, 68% обучающихся чувствуют в себе наклонность лидера, активиста, общественника, могут проявить себя, но не хотят или стесняются предложить свои услуги. Таким студентам необходимо оказывать помощь В новой социальной роли студента им помогли адаптироваться однокурсники (42%), друзья (46%), преподаватели (18%), массовые мероприятия в колледже (16%), к сожалению, только 8% студентов отметили в этом списке куратора, классного руководителя или мастера п/о, а именно они должны играть большую роль в адаптации студентов. С первых дней обучения в колледже именно они должны организовать специальную работу по адаптации студентов и формированию благоприятного социально – психологического климата в группах. Во многом успешность студенческой социализации зависит от характера взаимоотношений первокурсников.
Таким образом, адаптация студентов-первокурсников является составной частью социальной и воспитательной работы в учебном заведении, целью которой является создание позитивного образовательного пространства, поэтому работа всего педагогического коллектива учебного заведения должна быть направлена на формирование у каждого студента системы общечеловеческих ценностей, на воспитание гармонично развитой личности, востребованной обществом. Общая культура студентов во многом зависит и от нашей с вами культуры. Поведение преподавателя отражается в поведении студентов, как в зеркале. Поэтому я призываю вас быть очень внимательными в общении с обучающимися.